Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Акцептная и продуктивная функции


Sevimli_bebek_oyuncaklaryla_oynuyor

Будем считать, что вы подумали о наглядных образцах психологических типов.
И пришли к выводу, что считать с них типические параметры психической деятельности - непростое дело.
Это действительно так.
Проблема ведь не в том, чтобы описать человека вообще. Таких описаний, особенно в обычной жизни - тьма.
Мы все время говорим об этом. Добрый - злой. Смелый - трусливый. Стратег - тактик. Демократ - аристократ. Пофигист - сноб. Умный - дурак. Чувствительный - деревянный.
Важно описать человека в существенных признаках.
То есть сказать о нем то, что говорит именно о нем, о его специфических качествах и свойствах с точки зрения общих для всех людей характеристик.

Кто-то из нас считает, что такие сведения могут быть только об уникальных и единичных качествах человека. То есть, оценивать и описывать можно только единичного человека во всем многообразии его проявлений.
Кто-то считает, что такое невозможно в принципе. Человек изменчив, у него нет постоянных свойств.
Кто-то думает, что есть характеристики типические, а есть уникальные. И те, и другие можно установить и описать. Нужно только найти правильные понятия.

Вот об этом в психотипологии и идет речь.
О том, как выделить типические черты.
И описать человека как набор этих важнейших, основополагающих характеристик.

А также о том, сколько вариантов людских типов можно найти.
Юнг, а за ним Аугустинавичюте со своей соционикой пришли к выводу, что существует 16 человеческих типов, шестнадцать базовых вариантов организации психической деятельности.
И дали их абстрактно-теоретическое, то есть в определенных понятиях и с определенными правилами, описание.

Что добавила Аугустинавичюте к модели Ю кроме способа комплектования 4-х психологических функций и переименования функций: мышления в логику, чувства в этику, ощущения в сенсорику?
Она предложила системное описание, попыталась определить, как следует понимать место и роль каждой их четырех функций в психотипе (4-х функциональном комплексе).

Мы знаем, что системный подход опирается на утверждение - характеристики системы не сводимы к свойствам ее элементов.
В нашем случае это означает, что понять психику человека, то есть психический макрокомплекс, который мы получили, при помощи простого описание функций (элементов), из которых это комплекс складывается, не получится.
Недостаточно просто сложить описания: это логик и еще сенсорик, а этот логик, интуитив и еще этик.
Нужно понять роль и значение функций (элементов) и/или парных комплексов (блоков) в общей системе.
Аугустинавичюте предложила описать место и значение функций в системе при помощи придания им роли первой, второй, третье и четвертой функции.
Это мы сейчас и разберем.

Однако сразу хочу заметить, что, как я уже писал, один принцип Юнга Аугустинавичюте нарушила сразу.
Ее модель состоит из одного парного комплекса - сильного, и двух дополнительных функций, в комплекс не связанных.
Мне кажется, тут она нарушила идею Юнга: сознательную личность, описываемую при помощи комплекса пары сильных функций, компенсирует бессознательная. А это - тоже парный комплекс. У Аугустинавичюте мы этого не находим.

Однако она прописала роли функций в психотипе.
Сами функции Аугустинавичюте стала называть элементами информационного метаболизма, а роли этих элементов в психотипе - функциями.
Таких ролей-функций четыре, по количеству элементов ИМ (психологических функций Юнга) в составе модели:
1) акцептная, репродуктивная, воспринимающая;
2) продуктивная, творческая;
3) адаптивная, МНС (место наименьшего сопротивления);
4) суггестивная, внушаемая.
Если психотип экстравертный, то первая функция - экстравертная, остальные интровертные, как в этой схеме: Модель Ю ЭИИИ.
Ели психотип интровертный, то наоборот.

Нужно еще раз отметить, что Аугустинавичюте предпочитает говорить не о психической деятельности, а об информационном метаболизме.
Соответственно, психологические функции у нее называются элементами ИМ.
Понятие это весьма проблематичное. Мы поговорим об этом позже. Пока просто условимся считать, что функциональные комплексы, психотип и тип информационного метаболизма - одно и то же.

Первые две функции психотипа типа объединены в парный комплекс.
Или, по-другому, первые два элемента ИМ каждого типа ИМ объединены в блок.
Аугустинавичюте назвала его блоком ЭГО.

Функции она описывает несколько хаотично, по не вполне установленным критериям.
С одной стороны, речь идет о силе, развитости и степени осознанности.
С другой, о самоощущении и самопозиционировании.

Важным моментом является вопрос о том, что за информация бродит между этими функциями. И как она это делает.
По Аугустинавичуте получается, что у психики есть входной канал, это первая функция.
Дальше идет обмен между функциями без обращения к реальности. Без освежения имеющейся информации, так сказать.

Итак, мы имеем 4-х функциональный комплекс психологических функций (модель Ю, или тип ИМ, или психотип).
Если его первая функция - экстравертная, то согласно модели Ю, созданной Аугустинавичюте , все остальные - интровертные. И наоборот.
Экстравертный вариант такой: Модель Ю ЭИИИ.


1. Акцептная, репродуктивная, воспринимающая функция.

Акцептную роль играет первая функция этого парного комплекса (блока ИМ).
Это та самая наиболее сильная функция Юнга.
В понимании Аугустинавичюте этот элемент ИМ отражает, репродуцирует действительность.
Он обеспечивая психику объективной информацией о мире, отвечает за контакт с реальностью и дает возможность управлять объективными процессами.
Это самый развитый и осознанный элемент ИМ данного типа.
Именно поэтому получаемая извне и отдаваемая следующему, продуктивному элементу информация является наиболее полной и объективной.
Все, связанное с функционированием этого элемента, контролируется сознанием.

Впрочем, в описании работы первого элемента нет последовательности.
В другом месте Аугустинавичюте пишет, что этим элементом люди пользуются творчески.
Или сообщает, что это творческая и независимая от давления окружающих функция.
Как функция может быть творческой и одновременно максимально приближенной к объективной действительности, Аугустинавичюте не поясняет.

Здесь сказываются сложности Аугустинавичюте с пониманием субъектно-объектных отношений.
Дело в том, что любая информация человека об объективном мире субъективна по определению. Если он - субъект процесса.
Аугустинавичюте, как я понимаю, имеет в виду не объективность с точки зрения субъектно-объектных отношений, а максимальную приближенность получаемой информации к природе вещей.
Но, например, функции (элементы ИМ) под названием логика и этика принципиально субъективны. Недаром ведь Юнг отличал их от ощущения/интуиции- функций восприятия. У Юга  рациональные мышление и чувство есть функции человеческого суждения о вещах.
Аугустинавичюте только усугубила субъективность этих функций, назвав их этической и логической.
Не может логическое или этическое, даже если это восприятие, даже если это восприятие по первой акцептной функции, быть приближенной к естественной природе вещей. Потому что это - детище людей, их специфический, людской взгляд на мир.
Иначе мы должны признать, что объективен не только естественный, но и искусственный, то есть создаваемый человеком мир.

И такой взгляд действительно возможен. 
Однако тогда тем более ничего не получается.
Потому что в этом случае понятие объективный нужно трактовать как такой, который свойственен наблюдаемым человекам объектам и не искажен спецификой человеческого восприятия.
Однако так не бывает. Любое человеческое восприятие всегда субъективно.
К тому же Аугустинавичюте пишет, что эта функция жестко контролируется сознанием. Но сознание - это вообще субъект субъектов.
В общем, в подобном взгляде на акцептную функцию кроется большая проблема.

Я бы вообще избегал разговоров о субъективности и объективности информации.
Любая информация, с которой имеет дело человек, по определению очень человеческая.
С одной стороны, она определяется именно человеческим восприятием мира. С другой стороны, она всегда личностно субъективна.

О первой функции Аугустинавичюте замечает также, что акцептным элементом ИМ человек пользуется с заметным чувством удовлетворения.
Кроме того, он всегда уверен в том, что действия и выводы на основе информации первого элемента являются безусловно правильными, объективно обусловленными.

Человек уверен не только в самой акцептной информации, он еще и свободно оперирует ею.
О ней можно спорить, человек может даже идти на уступки, но не будет стесняться, чувствовать неудобство.
Объективная информация принимается, мнения и желания других людей по поводу этой информации - никогда.
Иное восприятие информации, полученной по первому элементу другими людьми, вызывает удивление или смех, но не негодование или возмущение.
По первой функции за каждым признается свобода мышления и действий.


2. Продуктивная, творческая функция.

Второй элемент блока ЭГО модели Ю Аугустинавичюте назвала продуктивным, или творческим.
Она пишет, что творческий элемент ИМ (психологическая функция) извлекает информацию из акцептного канала.

Еще раз обратим внимание на этот момент. Получается, что информация входит через один элемент, первый, а дальше передается остальным.

При этом творческий элемент не просто работает с переданной ему информацией, он дополняет к полученной информации нечто новое, которое "есть частица того, чего нет и не было в объективном мире".
Творческий элемент ИМ преобразует информацию, полученную и переданную ему акцептным элементом ИМ. В этом смысл комплексной работы в паре.

Второй элемент менее развит, чем первый, его информация менее точна.
Вторая функция служит созданию нового, для себя и для других: выводов, решений, произведений.

Работы своего продуктивного элемента  люди тоже не стесняются. Более того, у них появляется желание работать на зрителя.
"…заметна тенденция «блеснуть», «показаться», «покрасоваться», воспользоваться ею как универсальным орудием. В ней довольно часто наблюдается то, что можно назвать даже некоторой спекулятивностью или кокетством. Есть желание привлечь внимание, показать свою силу, способности. Удивить, восхитить".

Одновременно в сфере действия второй, продуктивной функции демонстрируется стремление "к подчеркнутой самостоятельности, с упрямством, неуступчивостью и большей, чем в первой функции, категоричностью. Что касается «противников», то есть людей, имеющих другие взгляды и ведущих себя «неправильно», то в отношениях с ними чувство юмора снижается. Появляются тенденции вызова".

Люди оцениваются в зависимости от того, какой реально является вторая функция.
"…хороший (плохой), умный (глупый), честный (нечестный), красивый (некрасивый) — это все ярлыки, которые подбираются согласно содержанию или специализации второй функции оценивающего индивида. Интересно, что каждый, как правило, оценивает лишь какое-то одно из качеств других людей".
Как вы поняли, хороший/плохой - это этика, умный/глупый - логика, честный/нечестный - интуиция, красивый/некрасивый - сенсорика.


Итак, первые две функции модели Ю объединены в блок Эго и играют роль акцептного, репродуктивного и продуктивного, творческого элементов ИМ.
Термин, как пишет сама Аугустинавичюте, взят у немецкого психолога О. Зельца. Тот выделял два типа мышления: репродуктивное и продуктивное.
"Репродуктивное мышление — это репродукция ранее полученной индивидом информации и использование ее в новых условиях".
"Суть продуктивного мышления — производство новой для самого субъекта информации. Результат такого мышления обогащает его тем, что до этого было ему неизвестно".

В следующей части мы разберем две оставшихся функции модели Ю.
Пока можете подумать о том, как бы вы определили свои акцептный и продуктивный элементы.
Попытайтесь понять, как, при помощи какой функции - этики (чувств), логики (мышления), сенсорики (ощущений) или интуиции - вы и ваши знакомые воспринимаете окружающий вас мир. То есть предметы, события, животных и людей.
И как, при помощи каких элементов ИМ, вы осмысливаете, творчески обрабатываете, дополняете эту информацию.

Помните!
Акцептная функция психики:
- обеспечивает ваше восприятие мира;
- наиболее сильная, развитая;
- именно эта сторона мира (логическая - мыслимая, этическая - эмоциональная, сенсорная - ощущаемая млм  интуитивная) для вас наиболее значима и многообразна;
- безразличная к тем мнениям окружающих людей, с которыми вы не согласны;
- не вгоняет вас в краску, не приводит в смущение, если ваши взгляды и действия не вполне понимается окружающими людьми;
- расхождения по ней не вызывают у вас негодования, только удивление.

Продуктивная функция психики:
- работает с материалом акцептной функции;
- является областью вашего свободного и активного творчества;
- доставляет вам удовольствие, радость и провоцирует вас на пижонство перед другими людьми;
- жаждет одобрения своей деятельности;
- провоцирует на критическое отношение к конкурентной деятельности других людей в ее сфере и приводит к категоричным оценкам (привычные, традиционные для вас оценки могут вам подсказать направление осмысления: хороший/плохой - этика, умный/глупый - логика, честный/нечестный - интуиция, красивый/некрасивый - сенсорика).

Помните: если первая функция рациональная - вторая иррациональная, и наоборот.
Всего есть 16 вариантов.
Экстравертные (первая функция экстравертная, вторая интровертная):
ИЛЭ - интуитивно-логический блок;
ИЭЭ - интуитивно-этический блок
СЛЭ - сенсорно-логический блок;
СЭЭ - сенсорно-этический блок;
ЛИЭ - логико-интуитивный блок;
ЛСЭ - логико-сенсорный блок;
ЭИЭ - этико-интуитивный блок;
ЭСЭ - этико-сенсорный блок.

Интровертные (первая функция интровертная, вторая экстравертная):
ИЛИ - интуитивно-логический блок;
ИСИ - интуитивно-этический блок;
СЛИ - сенсорно-логический блок;
СЭИ - сенсорно-этический блок;
ЛИИ - логико-интуитивный блок;
ЛСИ - логико-сенсорный блок;
ЭИИ - этико-интуитивный блок;
ЭСИ - этико-сесорный блок.

Экстра-, интровертность можете пока не определять, достаточно просто разобраться с первыми двумя функциями, акцептной и продуктивной.
То есть со своим блоком Эго.