Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

2. Что сделала Аушра Аугустинавичюте с психотипологией?

 Аушра Аугустинавичюте написала не так уж много.

Её основные идеи, как я понимаю, изложены в трех работах:
- "Социон, или основы соционики",
- "Дуальная природа человека",
- "Теория интертипных отношений".
Я ориентируюсь на публикацию этих работ в двухтомнике, который составил Леонид Филиппов.

Еще она сделала подробные описания нескольких комплексных психологических типов, это тоже есть в двухтомнике Филиппова.
Но эти работы представляют меньшую ценность.
По одно простой причине.
Описание отдельных психотипов базируется на теоретическом фундаменте, изложенном в концептуальных работах.
Если мы признаем теорию автора, для нас это интересно.
Если нет, то, увы...

Я, к сожалению, не могу принять большинство построений А. Аугустинавичюте.
Для меня это преимущественно фантазерство.
Интересная и побуждающая к размышлению игра ума, не более.
Поэтому её описания психотипов значительной ценности не представляют.

В то же время, все не так просто.
Дело в том, что в любой познавательной системе, если она претендует на статус современной науки, всегда присутствуют два источника.
С одной стороны, обязательно есть теоретический блок.
С другой - наблюдение за реальными объектами и описание результатов этих наблюдений.
Парадокс заключается в том, что имея неверную теоретическую концепцию, можно подметить несколько очень важных и характерных черт предмета изучения.
Именно это является одной из причин того, почему соционика оказалась такой живучей.

Соционика выросла из психотипологии Юнга, и до известной степени сохранила ориентацию на существенные признаки психики человека, зафиксированные Юнгом.
Аугустинавичюте, кажется, сделал все для того, чтобы с Юнгом порвать.
Ну, или не порвать, а поправить основания юнгианской психотипологии.
Но все-таки осталась в рамках анализа феноменов, отмеченных Юнгом.
И, таким образом, продолжала наблюдать реальные явления человеческой психики. А не те фантомные сущности, которые придумала и пыталась описать.

Конкретные наблюдения Аугустинавичюте иногда бывают довольно меткими и важными для понимания человеческих типов.
Беда в том, что все это тонет в произвольных обобщениях и натянутых интерпретациях.
Разобрать наследие Аугустинавичюте, выбрать из науки соционики здоровые, полезные зерна - та еще задача.
Тем не менее, это надо сделать.

Мы пойдем таким путем.
А. Аугустинавичюте фактически предложила два типа моделирования психотипов.
Сначала мы поговорим о принципах построения модели Ю (Юнга).
Затем - о принципах и теоретической базе построения модели А (Аугустинавичюте).
После этого можно будет поговорить о "науке" соционике вообще.
И о том, что, с моей точки зрения, следует в научной психотипологии из соционики сохранить, а от чего отказаться.

Модель Ю - это фактически простое моделирование психотипов на основе схемы предложенной Юнгом.
Как вы помните, он эту работу наметил, но не выполнил.

Аугустинавичюте сделала несколько вещей:
1) Предложила значковое изображение психологических функций Юнга в разной психологической установке


2) Изменила названия и значение психологических функций Юнга (как вы помните, у Юнга были интуиция, ощущение, мышление, чувства/эмоции; у Аугустинавичуте, соответственно, интуиция, сенсорика, логика, этика).

3) Предложила свою схему комплектации функций психотипа (Юнг не дал окончательного описания того, как это надо делать).

4) Предложила свое описание 4 ролей психологических функций в психике типа.

5) Предложила называть тот или иной психологический комплекс именем одного из известных людей или литературных героев, что сделало психологические типы наглядными.

6) На базе модели Ю вывела 16 базовых типов отношений между людьми как представителями психотипов.
Все это всё мы постепенно и разберем.