Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

1. Психотипологическое наследство К.Г. Юнга

Прежде чем начать разговор о том, что сделала основательница соционики Аушра Аугустинавичюте, давайте опять вспомним Юнга и его психотипологию.

С одной стороны, повторение еще никому не мешало. 
С другой стороны, к Юнгу нам придется возвращаться постоянно.
Установим канон.

Вкратце, тезисно, его теория может быть изложена так.

1. В психической деятельности здорового человека можно найти некоторые главные, типичные свойства.
Для описания этих главных свойств нужно использовать понятия "психологическая установка" и "психологические функции".

2. Психологическая установка бывает двух видов: экстравертной и интровертной.
Этот термин раскрывает субъектно-объектную сторону психической деятельности.
То есть обращает внимание на:
- позицию активного деятеля - субъекта;
- позицию пассивного предмета психического отражения - объекта.

3. Экстраверсию Юнг связал с внешней сознанию предметно-событийной средой.
Интроверсию - с наследственным коллективным бессознательным и его архетипами. Соприкасаясь с реальным миром, интроверт активирует коллективное бессознательное и погружается в мир архетипов.
(Мы, бывшие советские люди - материалисты!))) Поэтому теорию коллективного бессознательного и архетипов в дальнейшем будем считать идеалистическим излишеством).

4. У каждого человека преобладает либо экстравертная, либо интровертная установка:
- Экстраверты ориентированы на объект;
для экстраверта миром правят объективные отношения предметов, процессов;
субъект должен подчиняться данным закономерностям и стремиться понять их.
- Интроверты ориентированы на субъект, то есть на самих себя;
для интроверта мир зависит от субъекта;
субъект должен проявить настойчивость, чтобы навязать миру свои правила и законы.

5. Психологические функции обеспечивают восприятие мира и суждение о нем.
Это формы психической деятельности, которые не могут быть сведены одна к другой.

6. Иррациональными называются психологические функции, производные от восприятия - это: ощущение и интуиция.
От суждения происходят две другие психологические функции, рациональные: мышление и чувства.
Такие явления сознания, как воля и внимание, являются второстепенными, и в основу типизации положены быть не могут.

7. Рациональные типы:
- Если у человека наиболее развита функция мышления, то это мыслительный тип. Функция эмоций у мыслительного типа развита в значительно меньшей степени.
Мыслительные типы могут иметь экставертную или интровертную установку, соответственно меняется характер мышления.
- Если у человека развита функция чувства, это чувствующий тип. Функция мышления у него дифференцирована слабее функции чувства.
Чувствующие тоже могут быть либо чувствующими экстравертами, либо чувствующими интровертами.

8. Иррациональные типы:
- Если у человека функция ощущения развита больше, чем функция интуиции, он относится к классу ощущающих типов. Бывают ощущающие экстраверты, бывают ощущающие интроверты.
- Если у человека функция интуиция развита больше, чем функция ощущения, он относится к типу интуитивов, интутитов. Есть экстравертные интуитивы, есть интровертные интуитивы.

9. Юнг рассказал о психологических типах, используя антитезу сознательного - бессознательно.
Более развитая установка и функции лучше дифференцированны и являются сознательными, хорошо осознаются.
Менее развитые слабо дифференцированны и являются бессознательными, осознаются плохо.

10. Юнг сделал важные объяснения по принципам взаимоотношения психологических функций. Их два:
1) В рамках пар мышление - чувство и ощущение - интуиция одна функция развита больше, другая меньше.
2) Сильная функция одной пары может дополняться еще одной достаточно сильной функций из другой пары.
То есть рядом с сильной рациональной функцией может стоять сильная иррациональная, и наоборот.

11. На основе эти правил можно сформировать такие функциональные комплексы (8 вариантов):
1) интуитивный мыслящий тип, или "философская интуиция";
2) интуитивный чувствующий тип, или "художественная интуиция";
3) ощущающий мыслящий тип;
4) ощущающий чувствующий тип;
5) мыслящий интуитивный тип, или "спекулятивный интеллект";
6) мыслящий ощущающий тип, или "практический интеллект";
7) чувствующий интуитивный тип;
8) чувствующий ощущающий тип.
Названия, приведенные в кавычках, дал сам Юнг.

12. Эти функции находятся в той или иной психологической установке, то есть могут быть экстравертными или интровертными.
Получается 16 типов.
Однако о принципе отношений экстраверсии-интроверсии для функциональных комплексов Юнг не написал.
Если следовать его общей логике, одна функция должна быть экстравертной, другая - интровертной.
Впрочем, тут проблемный момент, так как представимы различные варианты решения.
Можно, например, предположить, что обе эти функции принадлежат к одной психологической установке. Тогда сильные функции могут быть экстравертными, а слабые интровертными, и наоборот.

13. Наконец, Юнг считал, что сильный комплекс (п.10) в каждом случае дополняется слабым, бессознательным комплексом.
Без такого комплекса психика осталась бы неуравновешенной, односторонней.
Слабый комплекс формируется от обратного. Если первая функция сильного комплекса - рациональная, то первая функция слабого комплекса - иррациональная, но не та, которая есть в сильном комплексе.
Например, сильный, сознательный комплекс интуитивный чувствующий дополняется слабым, бессознательным мыслящим ощущающим. То есть сильная "художественная интуиция" компенсируется слабым "практическим интеллектом".
Подробного описания работы этих комплексов Юнг не сделал.

Следует обратить внимание на метод Юнга. Это метод практикующего психолога, клинициста.
В ходе своей психологической работы он наблюдал пациентов, и в процессе осмысления материала обратил внимание на определенные психические явления. Затем Юнг упорядочил, систематизировал наблюдаемые явления при помощи понятий экстраверсии, интроверсии, мышления, чувства, ощущения, интуиции и нашел, что это позволяет понять из взаимодействие в психике конкретных людей.
Свою теорию он выводил из наблюдений реальных живых пациентов.
Концепция психологических типов Юнга не является плодом абстрактного кабинетного теоретизирования, спекуляции.

Развитие психотипологического наследия Юнга требовало:
1. моделирования 16 психологических типов;
2. подробного описания этих типов;
2. поиска физиологических оснований психологических функций и установок.

Аушра Аугустинавичюте занялась этим лишь частично.
Впрочем, общее описание и оценку того, что она сделала, лучше дать в конце.
Мы начнем с того, как она предложила понимать психологические функции.