Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

3. Мышление.

Юнг не дает четкого определения того, что такое мышление.
Для него это настолько очевидно, что воспроизводить всем известное значение этого понятия он не хочет. 
По крайней мере, можно сделать такое позитивное предположение. Негативные предположения мы делать не будем.
Юнга интересует, как описать зависимость мышления от психологической установки. 
Поэтому он разделяет и старательно описывает мышление экстравертное и интровертное.

Мы же начнем с определения.
Но для этого нам придется заглянуть в обычный словарь.
Правда, определений мышления довольно много.
Остановимся на таком: "Мышление - психическая деятельность, направленная на познание мира при помощи логических сужений, умозаключений и теорий". 

 

Сам Юнг пишет проще, но непонятнее: 
- " …если индивид исполняет свое жизненное дело, руководствуясь главным образом головным рассуждением так, что все сколько-нибудь важные поступки проистекают из интеллектуально помысленных мотивов…, то речь идет о мыслительном типе";
- мыслящий "человек… имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов…".

Мышление может иметь своей основой:
- объективные обстоятельства (чувственно воспринимаемые вещи или события);
- объективные идеи (наработанные человечеством знания);
- субъективные факты или идеи.

Экстравертное мышление, по Юнгу, это мышление об объективных, то есть существующих независимо от данного человека, вещах и идеях.
Я могу думать о вещах в процессе работы с ними. Но могу также думать о вещах абстрактных, непосредственно не относящихся к тем или иным действиям с предметами.

Например, не о том, что на улице идет снег, а значит придется счищать снег с машины и надо вспомнить, где лежит щетка или скребок.
А о том, почему идет снег. Или о том, что это за природное явление - снегопад. 
О том, что об этом известно сегодня, и что хотелось бы знать еще.

Интровертное мышление, по Юнгу, не имеет непосредственного отношения к объективному миру, а ориентировано на внутренний мир субъекта.

Здесь нам придется уточнить, как Юнг понимал экстраверсию - интроверсию.
На этом моменте мне не хочется подробно останавливаться, потому что это уводит нас далеко в сторону.
Но некоторые общие сведения надо знать.
Юнг известен не только и не столько как автор концепции психологических типов.  
Он - основатель аналитической психологии. 
Юнг считал, что есть коллективное бессознательное, которое запечатлевает передающийся по наследству, через структуры мозга, опыт поколений.
Первичные образования этого бессознательного - архетипы, общечеловеческие первообразы.
Именно архетипы лежат в основе символического творчества, ритуалов, сновидений и комплексов.

Для нас сейчас важно то, что интроверсию, по всей видимости, Юнг видел именно как ориентацию на коллективное бессознательное и архетипы.

Субъективные факты и идеи для мышления - это то, что извлекается из коллективного бессознательного.