Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Психологические функции и значки

Название психологических функций, предложенное Юнгом, показалось Аугустинавичюте неправильным.
Как вы помните, у Юнга было четыре функции, обеспечивающие психическую деятельность:
- две рациональные: мышление или чувство,
- две иррациональные: интуиция или ощущение.
Получалась строгая исчерпывающая картина.
Есть человеческое восприятие мира, его обеспечивают иррациональные функции.
Есть человеческое суждение о мире, которое совершается при помощи рациональных функций психики.

Человек воспринимает:
- или то, что реально не видит, но провидит, предчувствует, то есть интуитивно;
- или то что дано ему конкретно, то есть ощущает.
Человек судит о предметах и явлениях мира:
- либо отстраненно размышляя,
- либо испытывая вполне определенные эмоции/чувства.
Все более-менее понятно.
Но не для всех. Аугустинавичюте придумала иначе.

Обыденный язык играет с нами злую шутку.
Если в науке психологии понятие "мышление" указывает на четко обозначенный вид психической деятельности, то в обычном, бытовом словоупотреблении мы часто под мышлением подразумеваем любой из ее видов. Для нас все, что делает мозг - это мышление, а любой его продукт - это мысль.
 
Аугустинавичуте, видимо, ориентируется именно на такой подход.
Термин "мышление" пригоден для определения всех психологически функций, - решает она.
Интуиция, ощущение, чувство - это тоже мышление.

К сожалению, у основательницы соционического направления психотипологии с терминами вообще история сложная.
Она то подменяет строгое научное понимание того или иного термина обыденным.
То множит термины без необходимости (интроверт - интротим и др.).
То придумывает специальные слова и какой-то птичий язык (тимы, типирование и т.д.).

Юнг понимал "мышление" как интеллектуальное действие, рассуждение.
Именно так "мышление" всегда понималось психологами.
Довольно давно существует традиция противопоставления мышления чувству.
Такие антитезы просто так не возникают и не закрепляются в культуре.
Они выражают что-то важное, существенное.

В принципе, даже обыденный язык противится такому расширению понимания смысла слова "мышление".
Смотрите, мы легко говорим "он думал" и "он чувствовал". А еще мы можем сказать "он думал о своих чувствах".
Мы пишем о том, что кто-то "размышляет над своими ощущениями" или "испуган своим интуитивным предчувствием".
Но мы никогда не употребляем такие сочетания, как "он мыслил эмоцию", он "мыслил интуицию", она "мыслила свое ощущение".
В этих случаях говорят просто: "он испытал радость", "его посетила грусть", "интуиция подсказал ему" и т.д.

Обычному языку трудно дается различение ощущений и чувств, это да.
Мы говорим "она ощутила боль", она почувствовала холод".
Запомните эти сочетания, эту перепутанность ощущений и чувств/эмоций.
Аугустинавичюте не пройдет мимо. Оно попытается по-своему истолковать эту двусмысленность.
Но об этом позже.

Пока мы остановились на том, что "мышление" для Аугустинавичюте - это любая существенная психическая деятельность из тех, что отметил Юнг.
Поэтому психологическую функцию, названную Юнгом "мыслительной", она поименовала "логической".
"Мышление" Юнга превратилось в "логику" Аугустинавичюте.
"Мыслительный" тип - в "логический тип", или "логика".

Одновременно Аугустинавичюте поменяла название психологической функции "чувство".
"Чувство" Юнга стало у нее "этикой", а чувствующий тип - "этическим типом", или "этиком".

О том, насколько эти новые термины искажают предметную область понятия, написано много. И по-разному.
Я бы остановился на следующих важных аспектах этой замены.
Во-первых, мышление и чувство Юнга - это оппозиция, антитеза. Термины логика и этика антитезой в строгом смысле слова не являются.
Во-вторых, оба понятия меньше по объему, уже исходных.

 
Логика (др.-греч. λογική — «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности.
Логик - это не просто человек, который мыслит.
Это человек, использующий и исследующий правильные формы мышления.
Однако далеко не всякий мыслящий человек знает и соблюдает все логические правила.
То есть, строго говоря, не всякий мыслящий человек - логик.
Хотя, конечно, всякий логик - мыслящий человек.
Называть логиком любого мыслящего - значительно сужать объем понятия и трансформировать его смысл.
 

С "этикой" все еще хуже.
Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философия морали и нравственности. Или наука, исследующая правильные нормы жизни и человеческих отношений.
Этическим мы называем добропорядочного человека.
Я даже не говорю о том, что сама по себе оценка человека как этичного довольно проблематична. Этичный в христианском мире может оказаться совершенно безнравственным в мусульманском, и наоборот.
Самое главное заключается в том, что этичность не имеет никакого прямого отношения к чувствам.

Эмоциональный/чувствующий человек может быть, и очень часто бывает, совершенно безнравственным, аморальным.
Моральные, нравственные законы - это всегда некоторая система непротиворечивых, то есть логично выверенных установок.
Чувствующий тип прямо противится системному, логичному, последовательному поведению.
У эмоций/чувств иные, часто алогичные законы.
Недаром мы говорим, что есть "логика", имея в виду правильное мышление, а есть "женская логика". Под ней мы понимаем алогичное отстаивание какого-то мнения, продиктованного эмоциями, чувствами, но не рассуждением.

Конечно, нормы морали всегда эмоционально насыщены.
Но это происходит не из-за того, что их придумывают эмоциональные люди. А из-за того, что они касаются эмоционально насыщенных моментов человеческой жизни.
Может быть, эмоционал сможет провозгласить нравственный закон.
Но он же будет первым, кто откажется этому закону следовать, если это не будет нужно ему самому.
Эмоции - это жизненно значимые переживания. Очень трудно испытывать такие переживания за другого человека. Особенно тогда, когда они вступают в противоречие с твоими собственными.

Я, кстати, довольно долго после знакомства с соционикой пытался интерпретировать эмоциональных и чувствующих людей как этиков.
Это было очень трудно. Невозможно!
Но после знакомства с исходником - работой Юнга "Психологически типы"- все постепенно встало на свои места.

Тем не менее, Аугустинавичуте это сделала, а мы сейчас пытаемся разобраться именно с ее направлением научной психотипологии - соционикой.

Логический ("мыслящий" у Юнга) тип она описала так:
- логика у него занимает более высокое, по сравнению с этикой, место;
- в объективном мире и в действующих в нем закономерностях он разбирается лучше, чем в своих отношениях с людьми и в том, что происходит в душах этих людей;
- в окружающем субъективном мире (то есть мире людей) логик старается разобраться, прибегая к посредникам;
- внутренняя жизнь логика - эмоциональный вулкан.

Этический ("чувствующий" у Юнга) тип - так:
- в людях разбирается лучше, чем в объективном мире;
- на объективный мир стараются воздействовать через других людей;
- внутренний мир переполнен логикой, это айсберг.
 
Впрочем, Аугустинавичюте не так поверхностна и проста, как может показаться.
Описание "логиков" и "этиков", приведенное в первой части, она сделала в "Теории интертипных отношений".

В другой работе, "Дуальной природе человека", о причинах замены понятий "мышление", "эмоции/чувства" на понятия "логика", "этика" говориться несколько иначе:
"…когда К. Г. Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые «мыслят», а вторые «живут эмоциями».
На самом же деле они все мыслят, только мыслят о разном: первые об объективном, вторые — о субъективном в окружающем их мире.
…У людей с «этическим» мышлением — склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности — неэтичности отношений и поступков.
Людей же с «логическим» мышлением в основном интересует логичность — алогичность отношений и поступков".

Здесь мы сталкиваемся еще с одной бедой Аугустинавичюте.
Она так и не разобралась в общих целях и принципах субъектно-объектного описания реальности.
Для нее все просто: люди - субъекты, остальное - природа, объекты.
Люди создают мир субъективный, природа существует сама по себе и является объективной реальность.
Что не вполне соответствует действительности.

Не всякий человек и не в любой ситуации является субъектом.
Субъектно-объектные отношения говорят нам о действующем лице процесса (человеке, группе) и о том, на что этот процесс направлен.
Для субъекта окружающие люди - не субъекты, а объекты. Воздействия, изучения и т.д.
Строго говоря, в окружающем мире нет ничего субъективного, кроме меня.
Или любого другого человека (группы), вставшей на мое место и противопоставивших себя миру.
Я в мире субъект, и субъективным будет мое представление об этом мире.
Мой внутренний мир, а вовсе не мир людей или их отношений.

Отсюда, из непонимания природы субъектно-объектного противопоставления следует другая ошибка, принципиальная.
У Юнга были самостоятельные, несводимые друг к другу психические феномены, проявления деятельности мышления и чувств/эмоций.
Именно это позволило ему говорить о мышлении и чувстве как функциях психики.
У Аугустинавичюте остается фактически одна и та же психическая деятельность, мышление.
Только направленная на разные типы предметов, на "объективный", природный и "субъективный", отношенческий миры.

Аугустинавичюте изменила не только имена, но и сам смысл юнговских психологических функций.
У Юнга одни люди действительно живут преимущественно мышлением.
Тогда как другие, их противоположность - преимущественно эмоциями (чувствами).
Соответственно, живущие мышлением, то есть понятиями, рассуждениями и умозаключениями, вытесняют, отказываются принимать во внимание свои эмоции. И наоборот.
Мышление и эмоции - это два класса противоположных психологических феноменов со своей собственной природой.
Проблема в том, что природа эта для Юнга была не вполне понятна.
Однако проявлялось это различие достаточно ясно для того, чтобы его зафиксировать.

У Аугустинавичюте все дело не в разной природе, она одна. Это мышление.
Просто в одном случае - логическое, а в другом - этическое.
Логики мыслят об объективно данном, этики - о субъективном мире.

Если отойти от субъектно-объектных оснований такого разделения, то некоторый смысл в разделении людей на этиков и логиков найти можно.
Но очень небольшой.
Действительно, можно говорить о мире предметов, явлений.
И о мире отношений людей.
Однако даже если люди мыслят о человеческих отношениях, не всякое суждение об этих отношениях является этичным.
Да, мы оцениваем окружающее как хорошее или плохое, доброе или злое и т.д.
Но это - когда мы как бы рассматриваем ситуацию со стороны.
А когда действуем сами, в порыве гнева, ярости в страхе или радости, успеваем ли мы оценить наши поступки с точки зрения их этичности?
Имеет ли это значение?
Какой этический смысл имеют определение "клево", "кайф". Или нечленораздельные вопли, которые мы издаем, когда нам очень хорошо или очень плохо?
Это все простые выражения эмоциональных переживаний.
Причем здесь этика?

Самое печальное, что и с логикой получается такая же беда.
Как можно оценить логичность-алогичность моих отношений к предмету N?
Даже если это не человек, а бревно, которое я качу перед собой?
Я это делаю, я контролирую процесс - причем здесь логика?
Этики здесь точно нет. Но какая логичность в этом моем взаимодействии с бревном?
Мне нужны дрова, вот бревно, я его приволоку домой, порублю. Будет чем топить печь. Это мышление. Но причем здесь логика?
С точки зрения Аугустинавичюте я, будучи либо этиком, либо логиком, должен идти и оценивать, логичен ли я в своем отношении к бревну?
Или, может быть, этичен?
Что за фантазия?!

Когда Юнг говорит, что люди либо мыслят, либо чувствуют - это понятно.
Я могу радоваться тому, что нашел бревно и теперь у меня есть дрова. Это - эмоции, которые связаны с соответствующей психической функцией.
Именно наличие в моей психике этой функции чувства/эмоций позволяет мне испытывать радость.
Причем здесь этика?
Я должен размышлять о том, подобает ли мне радоваться?
Не нарушаю ли я тем самым нравственный закон?

Я, как Юнговский мыслящий тип, могу предпринять ряд последовательных действий: прикатить бревно домой, разрубить, разжечь очаг.
В строгом соответствии с моим рассуждением о том, как мне обогреть свой дом или создать условиях для приготовления пищи.
Результатом моих рассуждений и их практической реализации будет польза, выгода, некое материальное благо.
Для меня и моих близких, если таковые имеются.
Причем здесь логика?
Какое мне дело, логичен мой поступок или нет?

И вообще, "логика", "этика" - вторичные явления.
Есть действия человека - мышление, эмоции.
А есть оценка этих действий - логическая, этическая.
Как мышление, так и эмоции могут быть и логичными, и этичными.
Человеку порезался, ему больно. Его эмоции представляются нам логичными.
Человек думает о том, как сделать так, чтобы его близкие не мерзли. Ради этого он приносит домой дрова. Его действия - этичные.

Человеческие действия могут быть алогичными и неэтичными.
Например, всем холодно в доме, но самый старший забирает себе единственное одеяло. Это неэтично, но логично.
Впрочем, вопрос об этичности этого поступка можно решать двояко. Например, можно сказать, что он - старик, и у него нет жизненных сил и здоровья для того, чтобы переносить холод. Но он очень нужен семье, и, заботясь о себе, он действует в интересах членов своей семьи.
Может быть другой вариант. Все холодно, единственное одеяло выбрасывается на улицу, все ходят и клацают зубами. Это - не логично. Впрочем, при делании и в таком действии можно найти логику и этику.

В общем, понятия "этика" и "логика" говорят о вторичной оценке мыслей, действий и переживаний.
Которые первичны.
А значит, принимать во внимание нужно именно их.

Тут мы сталкиваемся с одной большой проблемой Аушры Аугустинавичюте - отсутствием у нее не столько даже психологического, сколько общефилософского образования и методологической культуры.
Смешивать разные уровни анализа, придумывать новые определения без необходимости, путать слова и смыслы, останавливаться на умозрительных формах, которые трудно соотнести с действительностью - это ее постоянные ошибки.

Переименование "мыслящих" в "логиков", а "чувствующих" - в "этиков", - одна из них.

Важно обратить на это специальное внимание. И вот почему.
Любое понятие играет две роли. С одной стороны, оно указывает на что-то.
С другой стороны, она определяет границы того, на что указывает и говорит о предмете что-то важное. Описывает предмет, объясняет его.
Кроме того, любое имя помещает тот предмет, явление, которое мы называем, в определенный контекст, в некоторое смысловое облако.



Названия Аугустинавичюте не проясняют, а усложняют понимание сути того, что она с их помощью пытается обозначить.
Того, что Юнг пытался отметить и описать при помощи понятий "психологическая функция", "мышление", "чувство", "ощущение", "интуиция".

В итоге мы получили следующие психологические функции и их графическое обозначение в соционике:

16px-Socionics_symbol_Te_svg 16px-Socionics_symbol_Ti_svg - "логика" - "мышление";
16px-Socionics_symbol_Fe_svg 16px-Socionics_symbol_Fi_svg - "этика" - "чувство";
16px-Socionics_symbol_Ne_svg 16px-Socionics_symbol_Ni_svg - "интуиция" - "интуиция";
16px-Socionics_symbol_Se_svg 16px-Socionics_symbol_Si_svg - "сенсорика" - "ощущение".

Правда, с некоторым повреждением исходной концепции Юнга. Но зато с удобными значками.