6. Образы и понятия, конкретное и абстрактное.
Все-таки надо уточнить понятия.
Иначе все получается немного запутанно.
Есть мышление - оно может быть образным или понятийным.
То же можно сказать и об эмоциях. Они тоже могут быть ориентированы на образы или на понятия.
Образы можно назвать конкретными, то есть запечатлевшими реально существующий, вещественно определенный объект.
В отличие от абстрактного, отвлеченного представления об объекте, которое фиксируется искусственными способами, при помощи средств языка - словесного, графического, математического.
Понятия языка - это всегда некоторая абстракция.
В то же время сводить конкретное к визуальному, а абстрактное - к понятийно-языковому неправильно.
Оба понятия шире.
Визуальные образы, тактильные и аудиальные представления могут быть как конкретными, так и абстрактными.
Бинарная оппозиция конкретное - абстрактное говорит не столько об информации с тех или иных реальных анализаторов (органов чувств и корковых центров), сколько о чем-то другом.
В то же время, кажется, что язык и понятия - это всегда абстракция.
На самом деле, это не совсем так.
У слов есть указательная функция.
Есть слова, которые обозначают конкретные вещи, а есть слова, которые обозначают некоторые абстракции.
Так что все сходится. Слова, язык тоже бывают конкретными, а бывают абстрактными.
Из этого следует, что если пару конкретное - абстрактное можно с чем-то связывать, то только не с сигналами от разных органов чувств.
Возможно, эта пара выражает что-то, связанное с экстраверсией-интроверсией.
Об этом следует еще подумать.
Итак, образное не противостоит абстрактному.
Но образное не противостоит и логическому - в полном смысле этого слова.
Дело в том, что это ложная дихотомия. Наглядно-образное мышление не противоположно абстрактно-логическому в строгом смысле.
Недаром, кстати, эти сочетания слов используются для характеристики мышления.
Хотя это два разных вида мышления, конечно.
Итак, есть образная, а есть языковая, понятийная информация. Это - пара противоположностей.
Есть информация наглядная, конкретная, а есть - абстрактная, теоретическая.
Мышление может оперировать образной информацией.
Наглядно-образное мышление - это осмысление конкретного предмета в процессе манипуляций с ним.
Но существует еще и идеально-образное, или абстрактно-образное мышление. Это когда предмет осмысливается вне прямого контакта с ним, когда мышление использует некие абстрагированные, идеальные образы предмета. Ведь память не может воссоздать образ предмет во всей его полноте.
Образное мышление тяготеет к конкретному анализу (предмет разделяется на органические части, а не механически, по искусственным признакам) и аналогиям.
Образное мышление не является алогичным. Может быть, оно в известной степени может рассматриваться как предлогичное.
Мышление может оперировать понятийной информацией.
И тут, я думаю, по аналогии можно различать наглядно-понятийное мышление - понятийное осмысление предмета в процессе манипулирования им.
И абстрактно-понятийное мышление, которое протекает вне прямого взаимодействия с объектом размышления.
Понятийное мышление тяготеет к абстрактному анализу (предмет расчленяется согласно заданным характеристикам, не имеющим прямого отношения к реальным внутренней структуре), суждениям и умозаключениями.
Соответственно, можно говорить об образных и понятийных эмоциях.
И об образных и понятийных психологических типах.
- > 1. Главная ошибка Юнга. Психологические функции и ощущения.
- > 2. Органы чувств и психологические функции.
- > 3. Характеристики блока Эго.
- > 4. Виды психической информации.
- > 5. Наглядно-образное и абстрактно-логическое в психике.
- > 6. Образы и понятия, конкретное и абстрактное.
- > 7. Психические функции, сводная таблица подходов.
- > 8. Психические функции и подсистемы организма.
- > 9. Экстраверты и интроверты как практики и теоретики.
- > 10. Физиология экстраверсии-интроверсии.
- > 11. Правополушарные и левополушарные психологические функции.
- > 12. Связи зон коры ГМ в разных полушариях.
- > 13. Схема психотипа из 16-ти функций.
- > 14. Все о психологических функциях.
- > 15. О моем увлечении психотипологией