Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

1. Главная ошибка Юнга. Психологические функции и ощущения.

 

К.Г. Юнг - первооткрыватель и основоположник научной психотипологии.

Возможно, его описание психотипов для современного человека чрезмерно архаично. Однако все главные положения его теории должны быть сохранены.

В отличие от него, А. Аугустинавичюте сформулировала ряд положений, совершенно не имеющих познавательной ценности. Однако были у нее и находки. Кое-что из соционики мы берем собой, в мир правильной психотипологии.
Всего я насчитал у Аугустинавичюте пять достижений:
1. Идею воспринимающей роли первой и творческой роли второй функций в психологическом комплексе (блоке).
2. Наглядные имена 16 психотипов - Штирлица, Жукова, Есенина и т.д.
3. Идею типичных отношений между психотипами - интертипных отношений.
4. Названия этих отношений, всего 16: 1) полное дополнение (дуальные), 2) неполное дополнение, 3) полная противоположность, 4) миражные, 5) активация, 6) параллельные (квазитождества), 7) социального заказа в положении заказчика, 8) социального заказа в положении подзаказного, 9) зеркальные, 10) конфликтные (квазидополнения), 11) социального контроля (ревизии) в положении контролера (ревизора), 12) социального контроля (ревизии) в положении подконтрольного (подревизного), 13) тождества, 14) родственные, 15) суперэго, 16) деловые.
5. Значки для отображения функций в разных психологических установках и значковые модели психотипов.
Вот, пожалуй, и все (список будем пока считать предварительным, возможно, я что-то забыл; если напомните, и это покажется мне важным, - добавлю).
 
Психологические функции
Центральный вопрос психотипологии - правильное понимание того, что Юнг назвал психологическими функциями, а Аугустинавичюте - элементами информационного метаболизма.
И К.Г. Юнг, и А. Аугустинавичюте совершили одну фундаментальную ошибку.
Которая сразу обрекала все предприятие на успех.
Однако Юнгу избежать этого было, в самом деле, затруднительно. В то время как Аугустинавичюте просто пошла по ложному пути.
 
Психика человека во времена Карла Густава Юнга представлялась "черным ящиком".
Есть информация на входе. Есть продукты психической деятельности, психические явления на выходе.
Что происходит внутри, как организовано внутренне устройство черного ящика, какие в нем есть отделы и полочки - неизвестно. И практически нет никаких инструментов для того, чтобы это установить.
Те, кто связывал психическую деятельность с мозгом, пытались описать его архитектуру. Но у них получались достаточно наивные описания.
 
Это сегодня мы знаем о зонах мозга и их работе достаточно много. Хотя далеко не все.
Юнг такого материала в своем распоряжении не имел.
Единственное, что он мог сделать - это как-то разобраться с психическими явлениями, систематизировать их. И он это сделал!
 
Как вы помните, он отбросил такие явления, как внимание, волю и память, сочтя их второстепенными. Теми, которые не определяют сущностные особенности психической организации человека.
И оставил две пары противоположностей:
1) рациональную, мышление - эмоции, которая говорит нам о том, как человек судит об окружающем мире;
2) иррациональную, ощущения - интуицию, которая говорит нам о том, как человек воспринимает окружающий мир.
 
Аугустинавичюте, в распоряжении которой уже, кажется, могли быть достаточно обширные сведения о строении мозга, его отделах, предпочла искать основание психологическим функциям в самой Природе Мира. Такой широкий общефилософский подход.
Получилось у нее так:
- с точки зрения классической механики в мире есть пространство и время;
- с точки зрения гуманитарных наук люди производят логические и этические суждения и действия;
- психика человека приспособлена для того, чтобы воспринимать пространство, время, этику и логику.
Такая общая обрисовка вполне допустима на начальной стадии исследования. Особенно тогда, когда изучаемая область еще не была выделена учеными как предмет самостоятельной науки.
Но сегодня это слишком общо, слишком!
 
Аугустинавичюте вообще демонстрирует довольно наивный методологический редукционизм.
Как это у нее заявлено: "…в основе восприятия и мышления человека, как и в основе функционирования и развития общества, лежат законы физики".
Следование этому принципу позволило Аугустинавичюте провести смешную эвристическую аналогию между психикой человека и двигателем внутреннего сгорания.
 
Еще раз, внимательно, медленно: психика человека подобна двигателю внутреннего сгорания!
 
Понимаете, даже если возможна, правомерна ориентация на физику, то почему нужно было ориентироваться на принципы классической, ньютоновской физики? Сейчас ведь известна их ограниченность.
Почему Аугустинавичюте не выбрала в качестве ориентира законы новой, квантовой физики? Чему тогда должна была бы быть уподоблена психика человека? Электрону? Адронному коллайдеру?
 
Что интересно, Аушра Аугустинавичюте окончила советский вуз. И обязательно должна была изучать диамат.
В советской философии о строении материального мира (притом, что существование какого-либо другого не признавалось) говорилось достаточно определенно.
Есть уровни организации материи. Соответственно, есть уровень организации материи, который подчиняется законам классической механики.
Есть уровень биологических законов.
Есть уровни психический и социальный.
И все они несводимы друг к другу.
Существо биологических процессов определяет не закон всемирного тяготения. Ими управляют законы функционирования клеток, тканей, органов и их систем, а также организма, приспосабливающегося к биологической среде.
Психические законы не сводимы к биологическим и не подобны им.
То же самое - законы социальные.
В общем, редукционизм, особенно такой прямолинейный, сегодня можно рассматривать только как недоразумение.
 
Аугустинавичюте погубили слова. Она запуталась со смысловыми оттенками и смысловой разнонаправленностью, встречающейся в рамках одного слова.
Например, слово "чувство" в обычном словоупотреблении относимо и к эмоциональной жизни, и к интуитивному восприятию. А слово "физика" указывает не только собственно на науку физику, но еще и на некую область знания, противоположную гуманитарной.
Правда, подобная дихотомия давно обозначается как разница наук естественных и гуманитарных.
Однако есть и вполне распространенное, технарское, давно ставшее чуть ли не бытовым, противопоставление физиков и лириков.
 
Мозг
Итак, и основоположник развернутой научной типологии здоровой психики К.Г. Юнг, и основательница психотипологической школы соционики А. Аугустинавичюте совершили одну фундаментальную ошибку.
Собственно, совершил ее Юнг. Аугустинавичюте - прозевала.
Они отнесли все ощущения человека к области одной психической функции, которую К.Г. Юнг назвал функцией ощущения, а А. Аугустинавичюте переименовала в функцию сенсорики.
Все органы чувств, все каналы человеческого восприятия мира были фактически исключены из сферы дальнейшего анализа. Психическая функция превратилась в нечто, не связанное с работой органов чувств.
Ведь если к органам чувств привязана только одна функция, значит, связь функций с органами чувств не является существенной для их описания.
Или, проще говоря, органы чувства - отдельно, психологические функции - отдельно.
 
Сегодня нам известно - мозг имеет отделы, зоны.
Они привязаны к информации, получаемой при помощи конкретных органов чувств.
Есть зоны слуховая, моторная, зрительная, речевая и другие. Связать эту материальную сторону деятельности мозга с психической деятельностью можно только одним способом. И довольно красиво.
Допустим, что:
1. Зоны мозга связаны с обработкой информации, получаемой при помощи отдельных органов чувств.
2. Психическая деятельность разделена соответственно отделам мозга и органам чувств. Это разделение гениально заметил и отобразил Карл Густав Юнг при помощи понятий психологических функций.
3. Через органы чувств поступает информация четырех типов - для мышления, для эмоций, для интуиции и для чего-то наиболее "ощутительного", дающего наиболее яркие и существенные ощущения, с точки зрения Юнга.
4. Эта информация обрабатывается соответствующими центрами мозга и, каким-то образом, мозгом в целом.
5. На выходе мы имеет определенные действия человека - манипулирование предметами, частями тела и предметами, звуки, телесные выделения, питание и др. Тогда задача первого этапа очевидна - определить, какие ощущения, какие органы чувств и отделы мозга обеспечивают работу конкретных психических функций - мышления, чувства, интуиции и той, которую Юнг назвал собственно "ощущением".