14. Кратко о психологических функциях. Предварительные итоги.
По моей модели я сделал уже 13 постов. Прежде чем двигаться дальше, давайте посмотрим, что мы имеем в сухом остатке.
Психологические функции
1. Основу научной психотипологии здоровых людей заложил швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг.
Хочешь что-то понять в психологии обычного человека - используй методологию Юнга. Но с коррективами.
2. К.Г. Юнг предложил описывать психологию человека при помощи понятий:
- "психологическая установка": экстраверсия, интроверсия;
- "психологическая функция": рациональная (мышление или эмоции), иррациональная (ощущение или интуиция).
3. Юнг уделил больше места психологической установке (экстраверсии и интроверсии), но ключевое значение для понимания психики имеют психологические функции.
Проблема, однако, в том, что твердого основания для выделения и описания сути психологических функций Юнг не нашел.
Это привело к тому, что психотипология Юнга осталась непонятой и не принятой большинством психологов.
4. Соционика, придуманная нашей советской соотечественницей А. Аугустинавичюте на базе психотипологии К.Г. Юнга, и мыслившаяся ею как развитие его идей, на самом деле была и остается занятной интеллектуальной игрой, не более.
А. Аугустинавичюте не смогла решить проблему оснований и правильного развернутого описания психологических функций. Зато на основе весьма спорного и упрощенного понимания сути психологических функций создала теорию интертипных отношений.
Понятно, что, не имея правильного теоретического основания для описания психологических типов, нельзя нормально и полноценно описать отношения этих типов.
К счастью, в своих работах А. Аугустинавичюте руководствовалась не столько своими теоретическими построениями, сколько теорией Юнга и интуитивным осмыслением своих собственных наблюдений. Именно это привело к тому, что соционическое направление психотипологии сохраняет некоторое значение.
5. Главная ошибка психотипологии Юнга и соционики Аугустинавичюте - в понимании природы психологических функций.
Юнг не стал искать физиологическую базу этих функций. Все ощущения, с помощью которых человек связан с миром, Юнг свалил в психологическую функцию ощущения.
Из-за этого его дальнейшие рассуждения о наследственных структурах психики приобрели несколько абстрактный, и даже фантастический характер. Именно таким кажется его учение об архетипах.
Аугустинавичюте продолжила эту умозрительную, фантастическую традицию описания психологических функций.
Время, пространство, этика, логика - категории философские, спекулятивные. Двигатель внутреннего сгорания и его работа - довольно занятная, но скорее, смешная аналогия для психики человека.
Аугустинавичюте привнесла в понимание реальных психологических функций, обоснованно названных Юнгом мышлением, эмоциями, ощущением, интуицией, множество ненужных и прямо ошибочных дополнений. Интуиция - это, конечно, не время, ощущение - не пространство, мышление не всегда логично, а эмоции довольно часто, даже преимущественно, не этичны.
6. Если не заниматься отвлеченным фантазированием и не использовать неподобающих, редукционистских аналогий, то как быть?
Ответ простой: искать базу психологических функций в том, что принадлежит непосредственно человеку и доступно нашему наблюдению.
Это приводит нас к единственному возможному предположению - каждая из 4 (на самом деле из 8 и даже 16) психологических функций связана с определенными органами чувств и корковыми зонами головного мозга.
Органы чувств - входные каналы информации для нервной системы и психики.
Корковые зоны головного мозга - надстройка, существующая для обработки и преобразования информации тех или иных органов чувств.
3. Есть 5 традиционно выделяемых органов чувств, известных нам еще по школьной программе:
1) осязание (кожная, или тактильная, чувствительность);
2) слух (аудиальное чувство);
3) зрения (визуальное чувство);
4) вкус;
5) обоняние (нюх).
Еще выделяется двигательный анализатор. Я бы добавил еще речевой (речепонятийный) анализатор. Всего получится 7.
6) двигательное (моторное) чувство;
7) речевое (понятийное) чувство.
Именно эти органы чувств и информация, получаемая с их помощью, определяют работу мозга и психики человека.
5. Связь функций, чувств и органов чувств такова:
Психологическая функция мышления (логики) связана с осязанием и двигательным чувством, работает с тактильно-двигательной информацией. Мыслящие типы - тактильно-двигательные.
Функция эмоций (этики) связана со слухом, оперирует аудиальными сигналами - звуками, выражающими жизненно важные аспекты ситуации. В этом смысле значение речи для аудиала не важно, смысл имеет только интонация. Аудиалы ориентируются не на то, что человек говорит, а на то, как. Эмоциональные типы - аудиалы.
Функция ощущения (сенсорики) связана со зрением и вкусом, работает с визуальной и вкусовой информацией. Ощущающие типы - визуалы и вкусовики.
Функция интуиции связана с обонянием и речью, работает с запахами и понятиями языка. Интуиты ориентируются по запахам и речевым значениям (понятиям).
6. Чувствительность обеспечивается органами чувств и работой корковых зон головного мозга. Психологическое реагирование на окружающее - это уже работа корковых центров.
Физиологи выделяют:
1) первичные проекционные зоны коры, ответственные за работу рецепторов;
2) вторичные проекционные зоны коры, которые обеспечивают восприятие, то есть осмысление объекта в процессе непосредственного взаимодействия с ним (если я держу в руках яблоко, то я понимаю, что это именно яблоко, благодаря способности восприятия);
3) третичные, ассоциативные корковые зоны, в которых проходит интеллектуальная деятельность, то есть оперирование неким отвлеченным, идеализированным, теоретизированным представлением об объекте нашего внимания (именно ассоциативные зоны дают возможность не съесть яблоко или выбросить его за ненадобностью, а положить его в корзину, отнести и сохранить в специально построенном помещении на будущее).
7. Вторичные и третичные корковые зоны - физиологическая основа того, что Юнг назвал психологической установкой, экстраверсией-интроверсией.
Вторичные проекционные зоны коры головного мозга, обслуживающие наше непосредственное взаимодействие с объектами внешнего мира и позволяющие формировать восприятия, обеспечивают существование экстравертных психологических функций (мышления, эмоций, ощущений и интуиции).
Ассоциативные зоны коры головного мозга, связанные с обработкой сохраненных отвлеченных, теоретических образов внешнего мира, являются основой интровертных психологических функций (мышления, эмоций, ощущений, интуиции).
8. Экстраверты - практики, оперирующие конкретной информацией, данной в ощущениях и упакованной в восприятия. Они ориентированы на реальный мир и прямое взаимодействие с ним.
Интроверты - теоретики, использующие отвлеченную, сохраненную благодаря памяти информацию, закрепленную в представлениях. Они ориентированы на свои знания о мире, их контакт с миром всегда имеет опосредствованный характер.
Однако следует помнить, что когда мы говорим о том или ином типе как экстравертном или интровертном, мы упрощаем. Психологический тип даже при самом поверхностном рассмотрении это всегда две функции, одна из которых экстравертна, а другая - интровертна.
9. Наконец, мы знаем, что у человека есть два полушария коры головного мозга, и корковые зоны, связанные с органами чувств, представлены в каждом.
У Юнга и Аугустинавичюте мы имеем два парных комплекса для каждой функции:
интуиция и мышление
или
интуиция и эмоции;
ощущение и мышление
или
ощущение и эмоции;
мышление и интуиция
или
мышление и ощущение;
эмоции и интуиция
или
эмоции и ощущение.
Я предполагаю, что в каждом подобном случае мы имеем дело не с одной, а двумя функциями, левополушарной и правополушарной.
У типа появляется еще одно измерение - полушарное.
Полушарность головного мозга не связана ни с оппозицией рациональность-иррациональность, ни с противоположностью экстраверсия-интроверсия.
10. Полушарность задает:
1) разные связи корковых зон и соответствующих им психологических функций;
2) вследствие этого - разные последовательности психической переработки информации.
Как мы помним, от функции к функции, от одного коркового центра к другому передается не информация, а возбуждение.
Передача возбуждения с центра на центр, последовательность активации психологических функций, в левом полушарии (если взять в качестве исходной точки мышление, или работу тактильно-двигательной зоны) происходит так:
1) левополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны левого полушария коры головного мозга) - 2) левополушарная интуиция (обонятельная и рече-понятийная зоны ЛП КГМ) - 3) левополушарные эмоции (аудиальная зона ЛП КГМ) - 4) левополушарное ощущение (вкусовая и визуальная зоны ЛП КГМ) - 1)левополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны ЛП КГМ).
Передача возбуждение с центра на центр, последовательность активации психологических функций, в правом полушарии:
1) правополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны ПП КГМ) - 2) правополушарное ощущение (вкусовая и визуальная зоны ПП КГМ) - 3) правополушарные эмоции (аудиальная зона ПП КГМ) - 4) правополушарная интуиция (обонятельная и рече-понятийная зоны ПП КГМ) - 1) правополушарное мышление (тактильная и двигательная зоны ПП КГМ).
11. Эта связь корковых зон и психологических функций, кстати, объясняет, почему левое полушарие считается специализированным на речи, а правое - на пространственной ориентации.
Человек - существо деятельностное. Он развивается и проводит жизнь, обучаясь деятельности и осуществляя деятельность. Более того, всю жизнь он проводит как деятель - ставит цели, ищет средства и утверждается в качестве деятеля.
Как известно, с левым полушарием связана правая сторона, с правым - левая.
В большинстве своем люди праворуки. Действия правой руки контролируются левым полушарием.
Действия правой руки - это активное целенаправленное манипулирование предметами, тактильно-двигательная активность. Именно такая деятельность стимулирует рече-понятийную активность. Человек называет и определяет процесс взаимодействия с предметом (труда) и его результаты, вырабатывает понятия, создает речевой аналог физического мира, вовлеченного в его деятельность.
В общем, да, человека говорящего создал труд! А человек в процессе труда променял нюх на речь!
Левая рука сравнительно пассивна, она не творит, она помогает.
Поэтому в правом полушарии тактильно-двигательная активность левой половины тела и левой руки связана не с речью, а с визуальной зоной. Достаточно просто видеть предмет в ряду других предметов, не более.
В левом полушарии манипуляция предметами приводит к их называнию и языковому определению, к их речевому осмыслению.
Вот вам и аналитическая работа левого полушария.
В правом полушарии, напротив, предмет, подвергаемый манипуляциям, просто визуально фиксируется в ряду других предметов.
Вот вам и пространственное ориентирование и целостное восприятие.
12. Так мы получаем все 16 психологических функций Юнга - Аугустинавичюте.
Шаг первый. Берем четыре типа функций:
1) мышление (тактильно-двигательная активность),
2) эмоции (аудиальная активность),
3) интуиция (обонятельная и рече-понятийная активность),
4) ощущение (вкусовая и визуальная активность).
Шаг второй. Экстравертная/интровертная психологическая установка, т.е. локализация процесса во вторичной коре ГМ (экстраверсия) и третичной, ассоциативной коре ГМ (интроверсия) умножает их на два, получается 8.
Экстравертные (вторичная проекционная кора ГМ):
мышление (тактильно-двигательные восприятия),
эмоции (аудиальные восприятия),
интуиция (обонятельные и рече-понятийные восприятия),
ощущение (вкусовые и визуальные восприятия);
Интровертные (третичная ассоциативная кора ГМ):
мышление (тактильно-двигательные представления) ,
эмоции (аудиальные представления) ,
интуиция (обонятельные и рече-понятийные представления) ,
ощущение (вкусовые и визуальные представления) .
Шаг третий. Локализация корковой зоны в левом или правом полушарии позволяет умножить получившиеся ранее 8 функций на два еще раз, получается 16:
1) левополушарное экстравертное мышление (формирует ЛП тактильно-двигательные восприятия),
2) левополушарная экстравертная интуиция (формирует ЛП обонятельные и рече-понятийные восприятия),
3) левополушарные экстравертные эмоции (формируют ЛП аудиальные восприятия),
4) левополушарное экстравертное ощущение (формирует ЛП вкусовые и визуальные восприятия),
5) левополушарное интровертное мышление (ЛП тактильно-двигательные представления),
6) левополушарная интровертная интуиция (ЛП обонятельные и рече-понятийные представления),
7) левополушарные интровертные эмоции (ЛП аудиальные представления),
8) левополушарное интровертное ощущение (ЛП вкусовые и визуальные представления),
9) правополушарное экстравертное мышление (ПП тактильно-двигательные восприятия),
10) правополушарное экстравертное ощущение (ПП вкусовые и визуальные восприятия),
11) правополушарные экстравертные эмоции (ПП аудиальные восприятия),
12) правополушарная экстравертная интуиция (ПП обонятельные и рече-понятийные восприятия),
13) правополушарное интровертное мышление (ПП тактильно-двигательные представления),
14) правополушарное интровертное ощущение (ПП вкусовые и визуальные представления),
15) правополушарные интровертные эмоции (ПП аудиальные представления),
16) правополушарная интровертная интуиция (ПП обонятельные и рече-понятийные представления).
13. Для работы психики важны не только сами функции, важны их связи. В разных полушариях они разные.
Две главные психические функции каждого психотипа находятся в разных полушариях, это обеспечивает работу мозга как единого целого.
Например, у Дон Кихота 2-х функциональное обозначение-описание будет выглядеть так: правополушарная экстравертная интуиция и левополушарное интровертное мышление; они формируют ПП рече-понятийные и обонятельные восприятия и левополушарные тактильно-двигательные представления.
Соответственно, к значкам психологических функций следует всегда добавлять буквы Л или П, обозначаюшие их полушарие.
О том, как сформирован психотип, о 2-х, 4-х (модель Ю), 8-ми (модель А) и 16-ти (модель С) функциональных моделях мы будем говорить дальше.
Использованная литература:
1) Карл Густав Юнг. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001.
2) Аугустинавичюте А. Соционика: Введение./Сост. Л.Филиппов. – М.:ООО«Фирма «Издательство АСТ», СПб.:Terra Fantastica, 1998.
3) Аугустинавичюте А. Психотипы. Тесты./ Сост. Л.Филиппов. – М.:ООО«Фирма «Издательство АСТ», СПб.:Terra Fantastica, 1998.
4) Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. Перевод с английского канд. биол. наук Е. З. Годиной. An Annenberg/CPB Project. W. H. Freeman and Company New York. Москва «Мир», 1988.
5) Общая психология: Учеб. для студентов пед.институтов О-28/А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.
6) http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/AFG/NS/02_4_afg.html
- > 1. Главная ошибка Юнга. Психологические функции и ощущения.
- > 2. Органы чувств и психологические функции.
- > 3. Характеристики блока Эго.
- > 4. Виды психической информации.
- > 5. Наглядно-образное и абстрактно-логическое в психике.
- > 6. Образы и понятия, конкретное и абстрактное.
- > 7. Психические функции, сводная таблица подходов.
- > 8. Психические функции и подсистемы организма.
- > 9. Экстраверты и интроверты как практики и теоретики.
- > 10. Физиология экстраверсии-интроверсии.
- > 11. Правополушарные и левополушарные психологические функции.
- > 12. Связи зон коры ГМ в разных полушариях.
- > 13. Схема психотипа из 16-ти функций.
- > 14. Все о психологических функциях.
- > 15. О моем увлечении психотипологией